160. ПАВЛИН— эмблема бессмертия; часто использовалась в Западной Европе и России, но имеет восточное (индийское) происхождение. Родина павлинов — Южная Азия (Индия, Цейлон, Ява). Индусы с глубокой древности считают павлина священной птицей. Индуистское духовенство веками подкармливало и охраняло диких павлинов, охотно живущих вблизи храмов целыми стаями в сотни и даже тысячи птиц и составляющих тем самым необычное и яркое украшение этих храмов, так как они степенно разгуливают вокруг них по газонам и дорожкам, как у насголуби. Никто из индусов не допускает даже мысли убить павлина или причинить ему хотя бы ничтожный вред. Не только необычайная красота этой птицы, выделяющая ее из царства пернатых даже в условиях тропического леса, где, казалось бы, трудно удивить яркостью оперения, сделала ее в глазах людей священной, но и другие ее удивительные качества: во-первых, хотя павлины ничем не отличаются в смысле пищи от наших кур, они'могут бесстрашно нападать даже на очень больших змей и, как правило, быстро и без всякого ущерба для себя убивают их, а частично и поедают. Иметь дикого павлина у себя в саду в условиях Индии — это значит иметь надежную защиту от змей. Уже одно это способно было внушить почтение и уважение к павлину. Второе свойство павлинов не менее удивительно для индусов: во времена редких в Индии резких похолоданий, когда люди, не привыкшие к холоду, гибнут от температуры 0° или даже 3 — 4° тепла, павлины прекрасно переносят даже минусовые температуры. Известны случаи, когда павлинов, заснувших с вечера на деревьях, к утру заносило полностью снегом без всякого вреда для этой удивительной птицы. И наконец, третье «чудо», связанное с павлином,— это его нетленность. Мясо павлина, если он убит здоровым, а не умер от болезни, не протухает даже в условиях жаркого юга, оно просто ссыхается, затвердевает, каменеет, но не гниет, не издает запаха разложения, оно нетленно.
Именно это послужило уже в глубокой древности причиной того, что павлин стал эмблемой бессмертия; уже греки, узнав через персов о свойствах этой птицы, изображали павлинов, усевшихся на колесницы богов, не только как достойное богов украшение, но и как эмблему бессмертия богов. Не удивительно, что, соединяя в себе столь выдающиеся качества, как красота, бесстрашие в борьбе со змеями (олицетворением зла) и нетленность, павлин стал в глазах людей священной величественной птицей. Лишь в России павлин рассматривался как символ тщеславия, причем эта трактовка относится в основном к XIX веку. Дело в том, что павлинов стали разводить в некоторых русских помещичьих хозяйствах в конце XVIII — начале XIX века, и за гибель павлина помещик, разумеется, мог спокойно запороть до смерти нерадивого крестьянина (что случалось весьма часто), ибо птица была ему во всех смыслах дороже человека. Отсюда на павлинов в крестьянской, а затем и в мещанской среде была перенесена вся невысказанная ненависть раба в отношении хозяина: павлин как «барская птица» был наделен теми чертами, которые были ненавистны крепостному в барине,— надменностью, самодовольством, праздной роскошью. Только в России — и нигде больше в мире — павлина, его образ, его эмблему стали трактовать и позднее объяснять с этих тенденциозных позиций.
Поскольку уже с конца XVI века с Серпуховом была связана эмблема павлина, которая и составила позднее герб города, утвержденный лишь в 1781 году, то в XIX веке было придумано искусственное объяснение, что этот герб означает победу над тщеславным врагом. В действительности же герб Серпухова служил ясным указанием на его бессмертие, ибо, будучи важнейшим стратегическим пунктом на подступах к Москве с юга, Серпухов на протяжении всей истории Московского государства начиная с XVI века принимал на себя первые удары, направленные на Москву и крайне разорявшие город. Однако, несмотря на то что Серпухов в 1382 году был взят и опустошен ханом орды Тохтамышем, в 1410 году подвергся полному разорению от литовского князя Свидригайло, в 1521 году был осажден крымцами Менгли-Гирея и в 1571 году войсками Девлет-Гирея, от которых Иван Грозный бежал из Серпухова в Коломну, город выстоял в веках, был неоднократно вновь отстроен и укреплен и сыграл свою роль прикрытия Москвы также на протяжении позднейшего исторического развития вплоть до 1919 и 1942 годов, подтвердив тем самым свое неоспоримое право на герб с эмблемой бессмертия. 161. ПАЛЬМОВАЯ ВЕТВЬ — символ долговечности и одна из эмблем мира: имеет чрезвычайно древнее происхождение; как символический предмет пальмовая ветвь ведет свою историю из Египта и Месопотамии и в античное время была заимствована оттуда и признана также в Древней Элладе. Победителям Олимпийских игр в период их наибольшего развития наряду с венком из ветвей оливы вручалась и пальмовая ветвь, во-первых, как предмет сравнительно редкий в Греции, а во-вторых, потому, что эта ветвь должна была наряду с наградой (венком) означать и личное пожелание здоровья, долголетия победителю (она соответствовала понятию «долгие лета!»). Обычно под пальмовой ветвью подразумевалась только ветвь финиковой пальмы, собственно говоря, не ветвь, а ее лист, который обычно достигает от 1 до 2 м длины. Такие листья финиковых пальм использовались как символ долговечности в Малой Азии в погребальных ритуалах, клались на могилы вместо венков, принятых у европейских народов. Однако в Древней Греции и Риме постепенно возобладало значение пальмовой «ветви» как символа мира, поскольку этот смысл был перенесен на нее с оливковой ветви, раз они вручались одновременно. Вместе с тем укрепилось и значение пальмы как награды за победу, в то время как ее первоначальный смысл как символа долговечности постепенно смазался. Поэтому мы до сих пор употребляем выражение «пальма первенства», что должно означать «высшая награда». Именно поэтому растущее пальмовое дерево помещено в гербе Полтавы как память о победе над шведами в 1709 году. В средние века во время крестовых походов на Ближний Восток древний смысл пальмовой ветви как эмблемы долговечности стал известен рыцарям, и именно в этом смысле она стала вноситься в средневековые гербы XII—XV веков.
|
|
|
Аллегория мира с "пальмовой ветвью" в руках Монумент на горе Геллерт в Будапеште |
Виды пальмовых ветвей |
Как намеренная противоположность этой трактовке и как разрыв со средневековыми понятиями в эпоху Возрождения была восстановлена античная традиция считать пальмовую ветвь эмблемой мира. В этом же смысле употреблялась пальмовая ветвь и в эпоху классицизма, особенно в конце XVIII — начале XIX века. Это была, так сказать, чисто светская эмблема мира, которая противопоставлялась передовыми людьми в Западной Европе церковному, особенно католическому, символу мира — голубю. Интересно, что до сих пор в странах, где господствующей религией является католицизм, атеисты в разговорной речи употребляют в качестве иносказания понятия «мир» выражение «пальмовая ветвь», в то время как люди религиозные говорят о голубе с оливковой ветвью в клюве. Характерно, что памятник в честь освобождения Венгрии от фашизма на горе Геллерт в Будапеште — аллегория Мира — представляет собой женскую фигуру, держащую высоко в руках огромный пальмовый лист (ветвь) — символ многозначительный именно в католической стране, но входившей в «советский блок». В самом СССР в первые годы после революции пальмовая ветвь использовалась как эмблема мира и одновременно как символ долговечности революционных завоеваний. Именно в таком качестве изображена гигантская пальмовая ветвь на мемориальной доске скульптора С. Т. Конёнкова, установленной в 1920 году на Сенатской башне Кремля (стена которой выходит на Красную площадь в самом ее центре).
В мае 1943 года в СССР была введена специальная униформа для дипломатов и в связи с этим установлена эмблема советской дипломатической службы — две пальмовые ветви, скрепленные у основания лентой,— знак, отражавший главный смысл и цель деятельностисоветской дипломатии — борьбу за мир. Хотя в 1954 году униформа дипломатов была отменена, эмблема советской дипломатии — две пальмовые ветви — сохранилась на значках, выдаваемых выпускникам высших дипломатических заведений страны. Эта эмблема мира — древнейшая из всех — оказалась действительно долговечной. Она употребляется в государственных гербах ряда стран — Сенегала, Сомали, Конго (Браззавиль) и некоторых других.
162. ПАНДА — «бамбуковый медведь», или, вернее, кошачий медведь семейства енотовых. Обитает только в дремучих бамбуковых лесах провинции Сычуань (Китай), питается исключительно молодыми бамбуковыми побегами, практически малоизвестное, редкое животное, трудно переносящее неволю (в зоопарке) и, главное, не приспособленное к иной пище, кроме бамбука. Рост панды — 60 см.
Именно слабая осведомленность о панде, экзотичность этого животного, отсутствие опыта длительного наблюдения за ним со стороны человека — все это вместе взятое послужило причиной того, что панда как исчезающий и редчайший на Земле вид млекопитающих животных была объявлена в середине 80-х годов эмблемой Всемирного фонда охраны природы. Таким образом, панда — новейшая эмблема, возникшая и утвержденная как эмблема организации лишь в наши дни. В этом качестве данная эмблема отвечает своему назначению. Однако одновременно панду объявили своей эмблемой различные организации вегетарианцев на Западе. И в этом качестве данная эмблема неудачна и не совсем правомерна. Во-первых, нельзя брать «чужие» эмблемы и придавать им «свое» значение. Во-вторых, нельзя выдумывать эмблемы «из головы», ибо они складываются исторически. Как известно, вегетарианство возникло вначале как движение, а затем как организация с начала XIX века и за это время могло бы найти эмблему, исторически мотивированную и исторически близкую времени возникновения данного движения. В-третьих, панда не может быть символом вегетарианства, ибо не питается типичной вегетарианской пищей (молоко, яйца, овощи-корнеплоды, фрукты), а ориентирована на специфическое питание только бамбуком — древесно-злаковым растением. Таким образом, выбор панды как эмблемы обществ вегетарианства в США явно неудачен, он не мотивирован, и у него абсолютно отсутствуют черты типичности, столь важные для истинных эмблем.
Однако самым важным возражением против того, что панда избрана эмблемой вегетарианства, является принципиальное положение о том, что эмблемы, отражающие идею какого-либо широкого движения, известного во всем мире (а вегетарианство является именно таким), должны всегда складываться в результате исторического опыта, а не конструироваться искусственно и не избирать какой-либо редкий объект, о котором не существует прочных, проверенных знаний. Отказ от этого принципа и подвел американское вегетарианское общество, ибо его эмблема «оскандалилась». По сообщению газеты «Цзинь ваньбао», некая голодная панда весной 1991 года, спустившись с гор, задрала у местных крестьян более 20 овец. Таким образом, это животное, во-первых, оказалось не типично вегетарианским, а во-вторых, и не исключительно вегетарианским и, следовательно, совершенно неоправданно делать его эмблемой этого движения.
163. ПЕГАС (см. также Конь) — крылатый конь. Доставил на Олимп Зевсу гром и молнию. Позднее — символ поэтического вдохновения, эмблема поэзии и поэтов. В указанном значении употребляется с III века до н. э. по инициативе греческих поэтов александрийской школы, связавших ранние мифы о Пегасе как коне, который взбирался на Олимп, с более поздними о том, что Пегас ударом своего копыта выбил из скалы (горы) источник-родник Иппокрену, хрустально-чистой водой которого пользовались музы и вокруг которого они собирались. Все это и способствовало созданию традиции считать Пегаса символом творческого вдохновения. В этом смысле Пегас стал одним из традиционных понятий всей европейской культуры и закрепился также в европейской эмблематике как эмблема поэтов и поэзии. В действительности понятие «крылатый конь» — и первоначально просто «небесный конь» (но вовсе не крылатый) — чрезвычайно древнего происхождения и связано с первобытными культами Солнца и с космическими представлениями людей эпохи каменного века. Эти представления, ,о небесных конях (или коне), возящих Солнце по небесной сфере и небосводу, имеются почти у всех народов, в том числе и у народов Европы — скандинавов, германцев, финно-угров; существовали они и в древнекавказской, и в ближневосточной, и в древнегреческой мифологии, но уже в древнее время трансформировались в другие мифы, ярким примером чему служит миф о Пегасе.
В скандинавской мифологии имеется большое количество небесных коней, каждый из которых не только обладает собственным именем, как и подобает таким благородным животным, но и имеет свою «специализацию». Ранний и Проворный возят Солнце, Черный и Седая Грива возят Ночь, Сияющая Грива и Веселый разводят День. Кроме того, коней имеют боги и герои, начиная с верховного божества Одина, конь которого Слейпнир выполняет массу обязанностей и ответственных поручений. Аналогичное положение существовало и у других народов, и если мы не знаем всех подробностей культа коней или они дошли до нас лишь фрагментарно, то и этом виновато, разумеется, только время, не сохранившее до нас эти культы и связанные с ними символические и эмблематические изображения «специализированных коней».
И все же даже из античной мифологии нам известны не только такие модификации символических коней, как Пегас (крылатый конь), но и Гиппокамп (или Ихтиокенгавр) — морской конь, Мелькарт (морской конек), кентавры и гиппоцентавры (человеко-кони), отличающиеся эмблематическими различиями: кентавры — зрелые, бородатые мужчины с туловищем коня, гиппоцентавры — молодые, безбородые юноши с длинными волосами, с туловищем коня, с боевым луком и со стрелой в руках. Все эти изображения (эмблемы) употреблялись в родовых, личных и отчасти в городских гербах в западноевропейской и польской геральдике со времен средневековья до XIX века. Крылатый конь (но не древнегреческий Пегас) встре чается также как эмблема Солнца на древнем знамени Кахетинского царства (Восточная Грузия). Изображался со знаменем, древко которого он «держал» в правой ноге, повернут был в геральдически правую сторону.
164. ПЕЛИКАН (эквивалент — НЕЯСЫТЬ) — символ и эмблема самопожертвования. Образ пеликана вошел в число классических понятий ряда европейских народов через христианскую литературу (авторы — Августин, Иероним, Исидор), где рассказывалось о птице Онокро-тале (или пеликане), водящейся в долине Нила, которая спасает своих птенцов, укушенных ядовитой змеей, тем, что дает им пить свою кровь, исторгнутую из своей утробы. Поводом к этой легенде послужил, по-видимому, тот факт, что пеликаны кормят своих птенцов частично переваренной, а частично просто сохраняемой в зобу рыбой. Образ пеликана как символа любви родителей к детям, а затем и эмблема самопожертвования со времен средневековья входил во многие родовые и личные гербы, а также в некоторые государственные гербы небольших феодальных государств (где означал попечение высшей государственной власти о подданных).
В наше время эмблема пеликана, кормящего птенцов, стала официальной ведомственной эмблемой различных социальных, благотворительных, спасательных и даже медицинских (здравоохранительных) учреждений и обществ во многих зарубежных государствах, а с 1990 года и в СССР. Так, в июне 1990 года впервые было произведено награждение государственным призом «Хрустальный пеликан» лучшего учителя СССР, поскольку пеликан трактовался как символ воспитания, что ошибочно (награждение производил М. С. Горбачев).
Для эмблематического изображения пеликана характерно, что он бывает всегда повернут к зрителю в три четверти, так что видно, как он клювом разрывает свою грудь, из которой течет кровь, изображаемая каплями. Цвет пеликана серебряный (белый), капли крови -красные. Число птенцов всегда должно быть нечетным — три, пять, то есть подчеркнуто неделимое, что символизирует неразделимую (безраздельную) любовь, сострадание, участие, самопожертвование.
165. ПЁС—эмблема верности, преданности, иногда — дружбы, применявшаяся в западноевропейской (илишь отчасти в русской) геральдике. В церковной (католической) эмблематике пёс -— эмблема рвения, ревностного исполнения церковного (религиозного) долга, верности папе римскому и католицизму*. Следует иметь в виду, что в геральдике нет термина «собака», и поэтому изображения собаки всегда именуются (и блазонируются) только как «пёс». Чтобы подчеркнуть, что это пёс, то есть сугубо прирученное человеком домашнее животное, ему всегда придается ошейник. (Точно так же, как и всем геральдическим изображениям домашних животных — корове, овце и даже гусям, чем их отличают от диких гусей и лебедей.) Пёс изображается всегда стоящим, сидящим или бегущим (бегущий пёс — это обычно гончая, борзая — эмблема охоты и охотников), причем только в профиль. Бывают и отдельные изображения пёсьей головы, также только профильные, особенно в английских и венгерских гербах. Эмблема пса в XV—XVII веках встречалась также на монетах (в Словении, Хорватии, где употреблялся преимущественно бегущий пёс).
|
|
В современной геральдике эмблема пса фактически исчезла. В русской геральдике уже в XVIII веке вместо пса эмблемой верности была избрана вооруженная рука, выходящая из облака и сжимающая меч. Это связано было с тем, что в православной церкви (в противоположность католической) пёс считался низким существом, само слово это входило в число ругательств у всех славян (как понятие, отождествляемое со слугой, крепостным, зависимым существом). Отсюда «пся крев», «пёсья кровь», «псина», «псарь», «сукин сын», «сука» считались оскорбительными словами в славянском мире.
166. ПЕТУХ — древнейшая эмблема вестника рассвета, пробуждения, бдительности, призыва к возрождению и к бою. Как эмблема национального возрождения и бдительности петух помещен на современный герб Кении. Поскольку он изображен с поднятой лапой, с топором и с резко очерченным (вооруженным) гребнем, то, согласно правилам геральдики, такая эмблема означает «готовность к бою». Этот смысл центральной эмблемы Кении отчасти обращен в прошлое, является историческим напоминанием о восстаниях кенийского народа против английского колониализма и особенно памятью о восстании 1952 года, сыгравшем огромную роль в освобождении Кении. Однако нельзя забывать и о наличии у Кении спорных пограничных вопросов со своими соседями, так что сохранение боевой эмблемы в государственном гербе этой страны, причем наряду с оружием, нельзя считать просто «картинкой». Ей, несомненно, придается определенный политический смысл.
|
|
Петух в эмблеме национального футбольного объединения |
Петух - неофициальная эмблема Франции |
Как неофициальная эмблема Франции петух присутствует на знамени Олимпийского национального комитета этой страны. «Галльский петух» (как термин) исторически прочно привязан к Франции, к французам как нации и означает «задиристость, заносчивость». Происхождение этого понятия таково. В Древнем Риме петух рассматривался часто как символ заносчивости, задиристости и назывался по-латыни «галлус». Точно так же, по отпадению, называли римляне и варварское племя галлов, обитавших на современной территории Франции, и клявшейся одной из провинций Римской империи. Постепенно «галлус» — петух и «галлусы» — галлы стали кнк бы «совпадать», означать одно и то же понятие — забияка», и тем самым петух уже в римское время превратился, в эмблему галлов (французов). Поскольку слово «петух» переводилось на другие языки совершенно иным словом, чем «галлус», и поскольку было необходимо подчеркнуть, что это понятие относится именно к галлам, в других языках возник термин «галльский петух», являющийся, разумеется, тавтологией, но тем не менее ссставший общепринятым во всем мире. Во время французской революции конца XVIII века, когда молодой республикой широко возрождались различные античные эмблемы, галльский петух появился на государственном гербе Франции и украсил собой французские военные знамена. Наполеон I, став императором, сменил петуха орлом как общепринятой международной эмблемой империй, но в период июльской революции 1830 года вновь вспомнили о галльском петухе, хотя он и не мог уже занять место официальной эмблемы, а превратился с тех пор в неофициальный символ Франции наряду с появившейся в 60-х годах XIX в. другой неофициальной символической фигурой — аллегорией Франции — Марианной. Но если Марианна оницетворяла собой положительные, симпатичные, мягкие, гуманные стороны французского характера, то галльский петух стал с этих пор символом отрицательных сторон политического руководства Франции — авантюризма, задиристости, несоразмерности политики с реальными возможностями страны, символом заносчивости и самомнения. Именно в таком качестве стал появляться галльский петух в политической карикатуре, в общественно-политической символике. Как видим, древние эмблемы, сохраняя порой свою глубинную суть, в то же время подвергаются серьезной трансформации и переосмыслению на протяжении своего исторического развития. Их смысл иногда меняется по сравнению с первоначальным, но они все же никогда практически не умирают. Де Голль старался реабилитировать эмблему галльского петуха, вводя ее в военные медали как эмблему боевого духа Франции.
167. ПЛАМЯ — один из видов изображения огня в геральдике. «Пламя» — термин, которым обозначается обычно эмблематическое изображение огня, то есть видимый образ огня. Согласно средневековой геральдике, пламя, изображавшееся крайне редко, означало очистительный огонь церкви, ее карающую силу. Так, меч, объятый пламенем, означал борьбу церкви за свои идеи, духовную силу церкви. Пламя на сложенной из каменных блоков пирамиде означало саму организацию католической церкви, ее эмблему. Эмблема пламени (его отдельных языков) изображалась также на одежде и головных уборах жертв инквизиции, как осужденных на сожжение, так и кающихся (в последнем случае изображалось перевернутое пламя). В светской геральдике эмблема пламени до конца XVIII века практически не применялась и поэтому оказалась фактически неупотребительной в дворянской геральдике, не входила в ее арсенал вплоть до начала XIX века, если не считать изображения трехъязыкого пламени в редком австрийском ордене «Золотого руна» (XIV в.)*. Именно это обстоятельство и послужило причиной того, что революционное движение в Европе с XIX века стало использовать символический образ огня как наглядный, сильный, доходчивый образ восстания, революции, но в то же время совершенно не знало и не применяло эмблематического изображения огня, то есть пламени. В России же символ и эмблема пламени были до революции 1917 года вообще неизвестны. Лишь с легализацией революционных партий в России после Февральской революции, а особенно после свершения Октябрьской революции возникает сам вопрос о революционных эмблемах, и именно тогда вводится изображение огня в виде пламени как в высшей степени почетное олицетворение революции, причем эта эмблема появляется прежде всего на революционных знаменах. Это объясняется тем, что изображение пламени в иных видах искусства (рисунке, скульптуре, значках) крайне затруднительно, в то время как на тканях пламя сравнительно легко поддается изображению как в виде аппликации, так и в виде вышивки шелком.
В то же время невозможность изобразить огонь в его подвижной, изменчивой, эмоционально яркой форме приводит к тому, что в эмблеме огня, называемой пламенем, наряду со стремлением воспроизвести натуральный цвет и внешнюю характерную форму языков огня намеренно принимаются определенные условности. Они состоят в том, что пламя можно, во-первых, изображать с разным числом языков, а во-вторых, придавать пламени разную базу, разный фундамент, на котором оно возникает,— факел, поленницу дров (костер), чашу, пирамиду камней, меч. Сочетание и комбинации этих двух формальных признаков, а также введение иных дополнительных атрибутов дают возможность использовать эмблему пламени разным организациям в зависимости от их национальных и политических особенностей. Советская форма эмблемы пламени как эмблемы революции начиная с 1918 года, так сказать, «зарезервировала» за собой использование трехъязыкого и пятиязыкого пламени. О значении эмблемы пламени писал в первом номере журнала «Пламя», вышедшем в феврале 1918 года, А. В. Луначарский: «Пламя — грозная и сияющая эмбле ма силы — блистательной, буйной, гибкой, мощной, благодетельной. Эмблема света, знания, символ горячности сердечной, знак взлета вверх — великая аллегория революции». В этом полном эмоций определении содержится лишь одна небольшая неточность: пламя — великая эмблема революции, а не ее аллегория. Аллегорией революции является фигура молодой женщины с полуобнаженным бюстом и знаменем в руках. Такое аллегорическое изображение революции было выполнено в памятнике Свободы на Советской площади в Москве скульптуром Н. А. Андреевым. Однако это аллегорическое изображение революции, чрезвычайно распространенное во Франции, не получило популярности в нашей стране. Гораздо шире была распространена в 1917—1922 годах эмблема пламени. Пламени как эмблеме революции в России придавалось особое значение потому, что оно более, чем какой-либо иной образ, живо напоминало об истории революционной борьбы нескольких поколений. Оно напоминало прежде всего о декабристах, а затем о ленинской «Искре», из которой оно, пламя революции, должно было разгореться, напоминало о пути всего русского революционного движения. Однако трудности изобразительного характера, связанные с эмблемой пламени, мешали ее упрочению в геральдике (но не популярности). Эмблема пламени не могла быть подана геральдическими средствами с той же силой эмоционального воздействия, как словесный символ огня революции в устной агитации и пропаганде.
С установлением в 1918—1923 годах основных советских государственных эмблем — серпа и молота, красной пятиконечной звезды, венка колосьев и восходящего Солнца,— в концентрированном виде отразивших собой все главные стороны политики Советского государства, а также с разделением эмблематического значения огня на ряд самостоятельных эмблем к середине 20-х годов (факел, костер, чаша с огнем) и в связи с превращением эмблемы трехъязыкого пламени в эмблему пионерской организации эмблема пламени «в целом» не получила развития в советской геральдике, хотя пятиязыкое пламя до сих пор считается эмблемой революции и означает идейное единство революционного рабочего класса и коммунистического движения всех пяти континентов планеты. Но поскольку смысл этой эмблемы был отражен и в пятиконечной звезде, и в девизе партии, то эмблема пламени, оставшись неофициальной партийной и «исторической» эмблемой, так и не вошла в число государственных эмблем. В государственной советской эмблематике огонь как символ революции был воплощен не в эмблеме пламени, а в эмблеме восходящего Солнца в форме солнечного диска с лучами, что получило весьма разработанное решение и в гербе СССР, и в гербах союзных республик. Что же касается трехъязыкого пламени, ставшего эмблемой пионерского движения, то оно означает, что пионерия являлась третьей по счету революционной организацией после партии и комсомола, к которой принадлежало третье, младшее, поколение. Эмблему трехъязыкого пламени использует в настоящее время и ряд зарубежных молодежных организаций, носящих социалистический характер, например СОЛ — Союз социалистических учащихся Финляндии. Вся история геральдики, однако, неизменно подтверждает, что «забытых» эмблем, как правило, не существует. Возникнув в определенный исторический период, они порой отходят на второй план на некоторое время, долгое, может быть, для отдельных поколений, но не столь длительное с точки зрения всего исторического процесса, чтобы в другой исторический период вновь возникнуть, обрести, так сказать, новую эмблематическую жизнь.
Нечто подобное произошло и с эмблемой пламени как с эмблемой революции после второй мировой войны, когда в ряде европейских социалистических государств, а также в странах Африки, освободившихся от колониальной зависимости, было решено сделать огонь — символ революции — и его эмблему — пламя — основной государственной эмблемой. Это заставило искать практическое решение нового эмблематического изображения пламени, не только придав ему иное, по сравнению с советской эмблемой, число языков, но и используя иное размещение пламени на гербе. Наиболее удачно это было осуществлено в двух случаях. В гербе Югославии огонь был сделан главной гербовой фигурой. Авторы использовали эмблему факела как наиболее зрительно удачное изображение огня. Но при этом они весьма остроумно преодолели связанное с факелом его традиционное восприятие как эмблемы просвещения, ибо они хотели сделать пламя, то есть эмблему революции, а не эмблему просвещения, главной фигурой государственного герба.
«Факелы» югославского герба, во-первых, имели нетрадиционное, не симметричное и не короткое, а длинное и высокое пламя, каждое из которых обладало своей индивидуальной конфигурацией. Во-вторых, они сгруппированы вместе таким образом, что в совокупности образуют уже не факельное пламя, а пламя сильного костра. В-третьих, древки факелов едва видны, что усиливает впечатление огня от костра, а не от факела и делает огонь самодовлеющим изображением. В-четвертых, что крайне важно, шесть факелов, шесть разных конфигураций пламени, шесть языков огня соответствовали шести республикам, составлявшим СФРЮ, и тем самым эмблема имела глубокий смысл, ее изображение обогащалось двойной смысловой ассоциацией: в ней выражалась не только идея огня как общего символа революции, но и его конкретное национальное значение для данного государства, где шесть республик составили федерацию и были созданы как равноправные единицы этой федерации лишь в результате тяжелой и длительной борьбы с фашизмом. Эмблема, таким образом, точно отражала сущность событий, предшествовавших созданию союза. Немаловажно и техническое соображение, также тесно увязанное со смыслом этой эмблемы. Учитывая геральдическую «нефотогеничность» огня, усиливающуюся особенно в соседстве с другими эмблемами, авторы пламени на югославском гербе смело исключили из герба все остальные эмблемы, чтобы не «разбивать», не дробить трудного для глаза изображения огня, и схематизировали, увеличили само огненное изображение. Кроме того, они подчеркнули, усилили его выразительность двойным употреблением вокруг него контрастного и дополнительного цвета: красное пламя обрамлено золотым (желтым) венком колосьев и голубой девизной лентой. В связи с развалом прежней Югославии (СФРЮ) ее герб, несомненно, будет изменен, ибо вместо шести республик в новой Югославии останутся две или четыре. Но в чисто геральдическом плане эти изменения герба могут быть минимальными и почти незаметными, ибо герб СФРЮ составлен так искусно, что достаточно лишь слить (объединить) друг с другом два-три языка пламени — и герб будет соответствовать новым политическим реальностям.
Четырехъязыкое пламя как эмблема революционной борьбы было использовано и в числе главных гербовых фигур чехословацкого герба, существовавшего в 1945— 1990 годах. Оно было помещено в щитке на груди белого льва — основной гербовой эмблемы Чехословакии. Характерно, что для выражения эмблемы пламени с государственным, а не с партийным значением геральдисты Югославии и Чехословакии прибегли к четному изображению числа языков пламени — к шести и к четырем, а не к нечетному (три и пять), которые были приняты в советской геральдике. Эта деталь показывает, сколь важно глубокое проникновение в сущность символа и эмблемы, их правильное идейное, политическое понимание, благодаря чему обогащается и их геральдическое, и их чисто художественное решение.
Пламя как главную государственную эмблему используют также Танзания [на гербе — шестиязыкое пламя, символизирующее танзанийскую революцию под руководством партии Чама Ча Мапиндузи (ЧЧМ)] и Заир (главная эмблема государственного флага — многоязыкое пламя факела, символизирующее антиколониальную революцию в Конго в начале 60-х годов).
168. ПЛУГ (см. также Соха) — эмблема земледелия, и также в более широком смысле — символ новой жизни (подъема целины), одна из эмблем крестьянского труда. В высоком значении плуг употреблялся как эмблема трудового крестьянства некоторое время в Советской России (1918—1922 гг.) и даже одно время входил в устаревшую эмблему с молотом вместо серпа. Имели место случаи употребления также сразу всех трех эмблем — серпа, молота и плуга — в 1919 году на Украине. Однако неудобства чисто формального характера при изображении этой эмблемы, а также ее «разновидность» с молотом, то есть принадлежность к иной исторической эпохе, чем первоначальные орудия труда - серп и молот, получившие уже символическое значение, привели к тому, что в высокой, государственной советскойкой эмблематике плуг после 1922 года перестал употребляться. Вместе с тем как эмблема земледельческого труда плуг сохранился в качестве атрибута крестьян ства на советских монетах достоинством в 1 рубль и полтинник в 20-е годы; силуэт плуга имеется также на ордене Красного Знамени как напоминание о первой советской эмблеме Красной Армии (плуг и молот); эмблема плуга применялась и в медалях, установленных за успехи в труде, в ряде стран Восточной Европы (например, в Чехословакии в 1948-1989 гг.).
Как эмблема новой жизни (подъема целины) плуг использовался в конце XVIII - начале XIX века и провинциальных гербах и на монетах в Северной Америке, колонистами в Канаде и США, и оттуда эта эмблем" была заимствована неграми-вольноотпущенниками и по пала в государственный герб Либерии.
169. ПОВОРОТ ФИГУР (ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ). В геральдике обозначение правой и левой сторон отличаете и от обычного. Главной, важнейшей по значению считается правая сторона, которая определяется по отношению к человеку, держащему в своей правой руке щит перед зрителем.
Соответственно определяется и левая сторона герба, а отсюда и повороты, то есть направление лицом всех естественных фигур и эмблем в поле щита и в гербе
Установление поворота фигур крайне важно дли трактовки их символического значения, поскольку пру вая сторона - важная, а левая - менее значительна и, кроме того, правая сторона означает Запад, а левая Восток, что также учитывается при раскрытии символи ческого значения отдельных эмблем в гербе. Важные го сударственные эмблемы всегда должны быть повернуты вправо, т. е. в главную геральдическую сторону. Ни рушение этого правила - большая ошибка.
170. ПОЛУМЕСЯЦ - один из древнейших символы, распространенных в основном среди народов Азии, где существовал культ Луны во времена язычества. Во время греко-персидских войн этот символ становится известным и в античном мире и используется даже в качестве эмблемы древнего города Византия (полумесяц с маленькой звездочкой между рогами) как знак счастья. В дрен неримской мифологии с полумесяцем во лбу изображалась также Диана - богиня Луны. С 602 года полумесяц становится эмблемой ислама, всех его ответвлений и сект, а позднее, с X - XI веков, принимается в качестве государственной эмблемы в большинстве мусульманских государств, различаясь лишь цветом - белый (серебряный) или красный. До сих пор по наличию этой эмблемы в государственном гербе или флаге можно почти безошибочно определить мусульманскую страну, для которой ислам является не только государственной религией, но и на основе идеологии которого строятся вся жизнь, все правовые, общественные учреждения данного государства, вся его внешняя и внутренняя политика.
Полумесяц, как правило, употребляется вместе с не-иоиьшой пятиконечной звездой, расположенной между рогами, причем само изображение полумесяца может o нить расположено рогами прямо вверх или влево (в левую геральдическую сторону) или же вправо вверх на три четверти у Пакистана в гербе, но не на флаге.
Помимо исламских государств эмблему полумесяца употребляют еще Сингапур (с пятью звездами) и Непал (но наряду с эмблемой Солнца и либо совсем без звезды, либо со звездообразным выступом в восемь лучей, что исключает возможность спутать сингапурский и непальский полумесяцы с полумесяцами исламских государств).
|
|
|
|
Азербайджан 1918 г. |
Азербайджан 1921-1922 г. |
Азербайджан 1927-1931 г. |
Азербайджан 1989 г. |
|
|
|
|
Мальдивы |
Мавритания |
Непал |
Сингапур |
|
|
|
|
Турция |
Пакистан |
Шри-Ланка |
|
Красный Полумесяц — эмблема санитарной службы в исламских государствах, соответствующая европейскому и американскому Красному Кресту. В советских республиках Средней Азии (до 1927— 1931 гг.), а также в гербе Азербайджана в начале 20-х годов короткое время (1919—1922 гг.) использовалась эмблема полумесяца с небольшой пятиконечной звездочкой, позднее (в период с 1927 по 1931 г.) снятая как символ религиозный, чуждый всему идеологическому содержанию и смыслу советской эмблематики. Эта эмблема вновь введена на государственных флагах Азербайджана (1989 г.), но с восьмиконечной звездой, а затем в Татарстане (1991 г.) и в Туркмении (1992 г.). В Ичкерии (Чечне) (1992 г.) в герб введено изображение полной луны (белого круга), а не полумесяца.
171. ПОРТРЕТНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ. Портретными изображениями называются портреты (обычно — профильные или силуэтные) известных исторических лиц (государственных деятелей, полководцев, ученых, писателей, деятелей искусства), воспроизведение которых допускается лишь на знаменах и знаках отличия, а также признается полностью легитимным на денежных знаках (монетах и банкнотах), почтовых марках и памятных медалях. Портретные изображения Никогда не расценивались как эмблемы, не являются эмблемами и в силу этого не могут применяться как эмблемы на флагах и гербах. Одна из формально-геральдических причин, препятствующих причислению портретных изображений к разряду эмблем, состоит в том, что они не могут быть канонизированы, ибо должны и могут неизменно сохранять индивидуальность своего воспроизведения, то есть одно и то же лицо может быть в принципе передано различным по своей форме портретным изображением в разных странах, в разное время и в разных знаках отличия. Это значит, что при воспроизведении того или иного портрета на знамени или на знаках отличия законодатель (художник, страна, организация) имеет право варьировать: поворот портретного изображeния (в профиль — влево или вправо, анфас, в три четверти); возраст портретируемого (а отсюда и его прическу, наличие или отсутствие очков, усов, бороды и т. п.), но так, чтобы изображаемое лицо оставалось узнаваемым всеми; атрибуты и аксессуары (в том числе головные уборы, одежду, орнамент обрамления, сопутствующие эмблемы).
Все это вместе взятое резко отличает портретные изображения не только от символов и эмблем, но и от буквенных и цифровых изображений, ограниченно допустимых в гербах и не имеющих права вариации. Портретные изображения выдающихся государственных деятелей, основателей того или иного государства могут использоваться на знаменах [например, на территориальных (республиканском, городском знамени) и особенно на знаменах организаций — в первую очередь воинских частей и соединений]. Все остальные портретные изображения допускаются лишь на знаках отличия — орденах и медалях. Самое обычное применение портретные изображения находят на медалях как юбилейных, так и профессиональных, особенно лауреатских, основанных в честь того или иного ученого, писателя, артиста (например, медали Ломоносова, Генриха Гейне, Гёте и др.). На орденах же применяются изображения государственных и исторических деятелей, а также военных, в честь которых установлен орден. Как пример орденов, использующих портретные изображения, можно привести следующие: в XIX веке — ордена, основанные в честь различных монархов — Карла I (Румыния), Эрнста I Благочестивого (Саксен-Кобург-Гота), Григория XVI (Ватикан), Педро I (Бразилия), а в XX веке в социалистических странах — ордена К. Маркса, И. И. Ленина, Г. Димитрова, К. Готвальда, Хо Ши Мина, также ордена в честь полководцев — Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова, Шарнхорста, Яна Жижки, Богдана Хмельницкого, Александра Невского. С геральдической точки зрения портретные изображения являются частным (индивидуальным) случаем применения атрибутивного (пояснительного, т. е. второстепенного) изображения, что теоретически приходит в противоречие с их фактическим местом и значением и таких конкретных знаках, как ордена. Портретные изображения стали широко применяться в эмблематике в основном лишь за последнее столетие, причем преимущественно в социалистических странах, что было связано с культом личности и исторически базировалось вообще на почитании портретных изображений на Востоке и в странах Восточной Европы (иконы) в противоположность западноевропейской традиции, основанной на почитании символических изображений. В принципе портретные изображения снижают идейно-символическое значение любого знака, а потому их следует избегать, употребляя лишь в совершенно исключительных исторических случаях как раритет на орденах. В то же время на знаках меньшего ранга — медалях — портретные изображения допустимы и даже неизбежны, так как освящены традицией и вполне соответствуют рангу этих знаков.
172. ПОСОХ (жръдь, жъзл, дръколь, палица) — палка пастуха, дубина — один из древнейших символов власти над стадом, над пасомыми, над паствой, знак учителя, символ пастыря. Известен в этом значении всем древнейшим пастушеским народам, особенно в древнейших государствах Двуречья, Передней Азии. В библейские времена — символ семейной, родовой власти (жезл Авраама). От посоха как источника ведут свое происхождение такие символы власти, как скипетры монархов и жезлы военачальников, предводителей войск, вплоть до современных маршальских жезлов в странах Западной Европы, а также оповестительные жезлы — от скандинавских раннесредневековых будкавлей и до эстафетных палочек современных спортсменов-бегунов.
Вместе с тем посох сохранил и собственное символическое значение в основном в религиозной, церковной христианской символике. Во-первых, в геральдике посох до сего времени — атрибут иерархов церкви — пастырей и архипастырей и прежде всего знак епископского сана в католической церкви, а во-вторых, атрибут отдельных святых — св. Валентина, св. Матерна, св. Катарины, св. Бернхарда — и эмблема монашеского ордена бенедиктинцев, знак пилигримов. Особенно часто и дифференцированно применяется посох как атрибут и эмблема в германской и французской геральдике. Отсюда в германской геральдической терминологии различают пастушеский посох (Hirten-stab), посох святых (Krummstab), пастырский посох как знак епископов (Pedum) и посох пилигримов — знак лиц, совершивших паломничество в Иерусалим (Pilger-stab). Монашеский посох святых обычно изображается в виде очень длинной тонкой палки со спиралевидной ручкой вверху.
173. ПОСТРОЙКИ как вид символического изображения на гербах встречаются уже со времен средневековья. Чаще всего это стена, зубцы стен, башня и ворота при въезде в замок, крепость, а также церкви. Они символизируют такие абстрактные понятия, как «неприступность» и «суверенитет», а также часто подчеркивают сам факт владения тем или иным рыцарем определенным крепостным сооружением или говорят об успешном штурме им вражеской крепости.
В новое и новейшее время изображение построек используют как знак суверенитета на монетах, медалях и других памятных знаках. При этом изображаются обычно характерные для данной страны архитектурные памятники, широко известные во всем мире и в силу своей уникальности символизирующие ту или иную страну. Таковы Эйфелева башня для Франции, Спасская башня Кремля для России, дворец далай-ламы в Лхасе для Тибета, дворец Ангкорват для Камбоджи, здание Колизея в Риме для Италии, башня Биг Бен в Лондоне для Англии и ряд других (см. Символы национальные). В последнее время постройки как эмблематические фигуры проникли и на гербы государств, причем нередко они являются даже центральной гербовой фигурой. Однако, как правило, что это за постройки и что они означают, знают лишь граждане данной страны, тем более что в ряде случаев на гербах изображается лишь схематизированный или стилизованно-обобщенный силуэт того или иного исторического здания. В настоящее время постройки в качестве главной гербовой эмблемы встречаются у следующих стран.
- Афганистан. Схематическое изображение алтарного помещения в виде места из трех ступеней в мечети. Означает признание государством легальной деятельности религиозных организаций, их участия в выборных органах страны и в ее общественно-политической жизни. Это изображение существовало до апреля 1992 года.
- Гана. Изображение трехбашенной крепости в гербе — это дворец Кристиансборг в Аккре, построенный датчанами в 1657 — 1659 годах на тогдашнем Золотом берегу и ныне являющийся резиденцией президента Ганы. Самое древнее и самое красивое здание страны.
- Гондурас. Ступенчатая пирамида с входными воротами — это один из памятников древней культуры народа майя, населявшего Гондурас в древности.
- Камбоджа. Стилизованно-схематизированное изображение пяти башен на гербе и флаге Камбоджи — это дворец Ангкорват, созданный в XII веке, древнейший памятник архитектуры кхмерского народа, ныне объявленный всенародным достоянием и охраняемый государством, а также включенный в число выдающихся памятников мировой культуры, находящихся под эгидой ЮНЕСКО. Символизирует вечность и независимость кхмерского народа и государства.
- Китай. В центре герба стилизованное и схематизированное изображение главного приемного помещения бывшего императорского дворца Тай Хутиен, расположенного при входе в Запретный императорский город (Гугун) в центре Пекина.
- Мали. В центре герба стилизованное изображение президентского дворца на холме Кулуба, в 3 км от столицы республики Мали — Бамако; дворец выполнен в стиле мавританской архитектуры.
- Сан-Марино. На гербе изображены три башни, увенчанные страусовыми перьями. Они отражают тот факт, что гора Титано, на которой расположена Республика Сан-Марино, имеет три наивысшие точки, каждая из которых увенчивается своей особой башней. Это, таким образом, зримый символ независимости Сан-Марино.
- КНДР. На государственном гербе Корейской Народно-Демократической Республики изображена гидроэлектростанция, символизирующая главное и наиболее характерное направление в энергетическом хозяйстве страны.
174. ПРЕСТОЛ (стол, столица, кресло, сиденье, трон; лат. solium, sedes, sella;; нем. Sitz, Stuhl; лат. Sancta Sedes; нем. Heiliger Stum; фр. la sainte chaire; нем. Thron; лат. thronus; фр. trone) — в прямом и переносном смысле официальное место пребывания монарха как в государстве (столица, первопрестольный град), так и во дворце (тронная зала, палата и трон).Престал существовал и существует как непременный объект, связанный с монархический формой правление во всех без исключения монархических государствах Европы, Азии и Африки. В геральдике употребляетcя в прямом значении эмблемы монархии, особенно в тех случаях, когда надо эмблематически подчеркнуть древность или авторитарность (самодержавность) монархического правления. Передается либо как натурное изображение, либо схематически (в редких случаях). Обычно имеет разную национальную форму в соответствии с реальным историческим объектом (троном) в каждой стране. В русской геральдике изображался на гербах Новгорода (первая русская столица и первый русский престол) и Твери (в память о том, что Тверь была в VIII—XIV вв. соперницей Москвы на роль столицы и руков одящей силы русского государства). Эмблемы престола (трона, ступеней, ведущих, к нему, или соответствующего ему эмблематически «места первосвященника») присутствовали в гербе Абиссинии (Эфиопии) периода правления иегусов и в гербе монархического Афганистана. Для европейской геральдики эмблемы или натурные изображения трона (престола) к гербовых печатях были характерны лишь в период средневековья, причем не позднее второй половины XIV века. Первое изображение престола—-на печати Карла Великого (VIII в.).
* Трехъязыкое изображение пламени — самое древнее. Оно встречается уже в VI веке до н. э. в буддийской символике и признано во всем мире основным, классическим (см. Трикула). Одновременно в Индии принято с древнейших времен изображать огонь и многоязыким— с 7, 9,11, 13 и 15 язычками. |